МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Савиры (Сувары) - выдержки из книги Мифтахова З.З. и Мухамадеева Д.Ш. "История Татарстана и татарского народа"

Мифтахов З.З.
Мухамадеев Д.Ш.
"История Татарстана и татарского народа"
Казань 1993.
Издательство «Казань».

Часть первая. Параграф 8. «Переселение родственных булгарам племен в Среднее Поволжье»  Страницы 22,23.
«В первой половине IX века булгары ушли из районов Северного Кавказа. Они двигались не просто туда, куда глаза глядят. Решили обосноваться рядом со своими сородичами. Это племена барсил, савир и баранджар, которые обосновались в нашем крае в середине VIII века. Какие обстоятельства вынудили их покинуть прежнее место обитания? Где они жили до переселения?

САВИРЫ (другой вариант названия: сувары).

«До переселения в наши края, савиры жили южнее барсил. Их земли были в предгорьях Кавказа между нижним течением реки Сулак и городом Дербентом.
Здесь савиры создали свое государство Сувар (или Джидан).Столицей Сувара был великолепный город Варачан, основанный в V веке. Он располагался на холме в 15 км, от побережья Каспийского моря. Это был хорошо укрепленный город-замок на древней караванной дороге вдоль западного побережья Каспия.
Савиры были воинственным племенем. Их воины были хорошо вооружены. Основным оружием были мечи. Они имели большой опыт в использовании стенобитных орудий. Савиры создали такие стенобитные машины, которыми удивляли даже опытных в этом деле византийских инженеров. Савирские воины отличались от других и своим внешним видом. Мужчины-воины подстригали волосы спереди, а сзади заплетали несколько кос.
Внутри племени не было единства. Во главе крупных родов стояли князья. Одни из них выступали союзниками византийцев, а другие - персов. Кроме князей отдельных родов, был общий князь для всех савир. Он носил титул «эльтебера» (на древнетюркском языке «йылтывар»). Полный перевод слова «эльтебер»: князь всего народа. В то же время эльтебер был зависимым князем. Эльтебер савир зависел от правителя хазар.
Савиры были язычниками. Они поклонялись священным деревьям. Священным деревом у савир был дуб. Особым почитанием у них пользовался вековой величественный дуб в окрестностях столицы города Варачана. Почитаемым деревьям приносили в жертву лошадей. Их кровью савиры поливали землю вокруг священного дуба. Голову и кожу лошади вешали на сучья дерева. Савиры думали, что священный дуб дарит им все блага. Они обожествляли также солнце, луну, гром, огонь и воду. В их честь строили специальные святилища. В святилищах находились идолы, посвященные солнцу, луне, огню и воде. Эти святилища обслуживала каста жрецов. Главным божеством, особенно почитаемом савирами, был владыка неба Тенгри. Культ Тенгри савиры восприняли от хуннов, когда вместе с ними жили в Западной Сибири, а культ священных деревьев у народов Кавказа. У народов Кавказа они переняли и обряд похорон. Когда умирал мужчина,его тело клали на землю во дворе. Родственники умершего, устраивали состязание на мечах. Обнажив мечи, они как бы нападали на труп и делали на нем надрезы. Савиры думали, что в тело умершего внедрился злой дух и его оттуда надо выгнать. В это время женщины поднимали, как писали древние авторы, «беснующийся плач» над мертвецом.(Страница 24)
В 682 году эльтебер по имени Али-Илитвер принял вместе со своими приближенными христианскую веру. Он демонстративно срубил священный дуб в окрестностях Варачана. Из древесины соорудил огромный крест. Уничтожил святилища и идолов, а жрецов казнил. Таким способом он хотел заставить своих соплеменников принять христианство. Однако, основная масса населения не приняла новую религию. Большинство савир остались язычниками.
Через 24 года после описанного события на савир обрушилась беда. В 706 году они первыми приняли на себя удары арабской армии. Так продолжалось 30 лет. В войнах с арабами савиры потеряли лучшую и наиболее активную часть своего народа. В 736 году выдающийся арабский полководец Мервали прошел со 150 тысячным войском по западному побережью Каспийского моря. Город Варачан был разрушен и разграблен. Оставшиеся в живых савиры вынуждены были покинуть родные очаги. Часть их ушла на запад и расселилась между Донцом и Днестром. Основная масса ушла на север, в районы Среднего Поволжья». (Страницы 24-25).

СУВАР-СУАР

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Этот город был уже известен арабским географам первой половины Х века. Где он находился?

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ. Город Сувар находился на месте современной деревни Татарский городок. Местные жители ее называют Шамсуар (Шэмсуар) Эта деревня возникла в 30-е годы ХХ века во время коллективизации сельского хозяйства. Находится в 4 км к западу от села Кузнечиха Спасского района Татарстана.

Сувар располагался на равнине по левому берегу реки Утка (Ватыг). С трех сторон он был опоясан земляными валами и рвами. Их не было только со стороны реки. Валы были высокие, а рвы глубокие. Глубина рвов даже в настоящее время доходит до 10 метров.

Центральная часть города была отгорожена от остальной части двумя рядами земляных валов. Здесь находились дома богатых людей, общественные здания. Один из таких домов был открыт и исследован археологами в 1934 году. Это был двухэтажный кирпичный дворец, построенный в Х-XI веках. Здание дворца обогревалось горячим воздухом с дымом через систему централизованного отопления. Вода подавалась во дворец по глиняным водопроводным трубам. Булгары умели строить не только водопровод, но и водосточные каналы для стока использованной воды.

Вокруг дома находился двор, вымощенный плитами и обнесенный кирпичной оградой. Вход во дворец был украшен красивым порталом. Справа от портала возвышалась башня.

С восточной и южной сторон между валами располагались укрепленные пригороды. Здесь жили ювелиры, гончары, металлурги и кузнецы.

Город с внешней стороны имел отличную оборонительную систему. Во-первых, он был обнесен крепкой дубовой стеной со сторожевыми башнями. За стеной на внешней стороне вала был глубокий ров, заполненный водой. Из воды торчали колья-надолбы. За рвом было еще одно укрепление-частокол из заостренных бревен. К востоку от этих укреплений на протяжении около 4 км тянулись неукрепленные пригороды. Здесь жили земледельцы, ремесленники-косторезы, деревообделочники.

Сувар был одним из крупных городских центров Волжской Булгарии. Здесь была главная пятничная мечеть. Работали медресе.

В Х веке в Суваре чеканили монеты. Изготовленные в Суваре монеты были найдены археологами в Рязани, Пскове, Твери и даже в Дании.

В Суваре жили не только торговцы, ремесленники, но и ученые. Наиболее знаменитым среди них был Сулейман, сын Дауда. Он обладал знаниями во многих областях. Его труды были известны не только у себя на родине, но и в Бухаре, Герате и на территории современной Турции.

Город Сувар существовал до конца XIV века.

Кроме таких крупных городов, как Булгар, Биляр и Сувар, на территории Волжской Булгарии было множеств о мелких городов - крепостей. Это Ашлы (Ошель), Джукетау (Жукотин), Керменчук(Кернекэ, Тубулгатау, Кашан».(Страница 54-55)

ПИСЬМЕННОСТЬ, ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА

«Трудолюбивые и бережливые булгары создали высокоразвитое сельское хозяйство, многообразное ремесленное производство и разветвленную систему торговли. Все это было достигнуто благодаря сравнительно высокому уровню развития культуры». (Страница 56).

«В основе успехов булгар лежала разветвленная и хорошо продуманная система образования
Исторические источники и археологические находки свидетельствуют о том, что еще задолго до переселения в районы Среднего Поволжья булгары имели свою письменность. Находки с древнебулгарскими надписями хранятся в музеях Казани, Новочеркасска, Венгрии и Болгарии. Булгары пользовались древнетюркским руническим шрифтом. Руны - это знаки, обозначающие целые слова и определенные звуки. Рунические надписи обнаружены на серебряных предметах, литейной форме с изображением «древа жизни», керамических сосудах, камнях и т.д.
После принятия ислама булгары стали пользоваться арабским алфавитом. В связи с широким распространением ислама рунический шрифт стал вытесняться арабским. Зато некоторые руны стали использоваться как родовой или товарный знак (тамга). (Страница 56-57)

«О широком распространении грамотности среди булгар свидетельствуют исторические и археологические источники ». (Страница57)

«В IX-Х веках булгары использовали в качестве основного письменного материала бумагу. Бумагу привозили из Средней Азии. Там ее делали из хлопка, Писали чернилами. Чернила наливали в глиняные чернильницы.
У булгар были и книги. Они были написаны от руки красивым, изящным почерком. Обложки книг были металлические. Они были украшены драгоценными камнями и красивым волнистым орнаментом.
Распространение письменности шло параллельно с развитием просвещения среди широких слоев населения. Еще в начале Х века в булгарских селах и городах существовали начальные школы. В этих школах детей учили читать и писать. Учащиеся читали хадисы - книги религиозного содержания, заучивали отдельные аяты, т.е., небольшие отрывки из Корана.
Научившись хорошо читать и писать, ученики продолжали свое образование в медресе. Медресе-это средние и высшие религиозные учебные заведения. Они существовали при крупных мечетях, обычно располагались в столице государства или крупных городах. Учащиеся медресе (шакирды) изучали богословие, получали знания по математике, географии, истории, астрономии и медицине. Много внимания уделялось изучению арабского и персидского языков». (Страница 58)

«Наиболее способные выпускники медресе могли продолжить свое образование в научных и культурных центрах Востока. Они учились в Самарканде, Бухаре, Багдаде и других городах...Исламская религия не препятствовала, а, наоборот, способствовала получению верующими знаний. Так, например, в хадисах сказано: «Час, затраченный на приобретение полезных знаний, Аллаху угодней, чем целая ночь, проведенная в молитве». Мусульмане считали, что путь в рай открывают знания.
Завершив свое образование в научных и культурных центрах Востока, многие специалисты, ученые, писатели и поэты, историки, врачеватели возвращались в родные края. Некоторые оставались в городах Средней Азии и Ирана». (Страница 58)

Наибольшую известность получили следующие булгарские ученые, писатели, поэты и врачеватели:

«АБУ-Л-АЛЯ- ХАМИД ИБН ИДРИС АЛ-БУЛГАРИ»
Жил в XII веке, родился в городе СУВАРЕ. Он написал несколько книг по философии и по богословию. Его ученики отзывались о нем, как о великом ученом,которому не было равных на Востоке. Он очень хорошо разбирался в тонкостях богословия. На память цитировал труды многих авторов XII века из Бухары, Нишапура и других городов мусульманского мира. У него было много талантливых учеников. Одним из них был СУЛЕЙМАН ал - СУВАРИ.

СУЛЕЙМАН ИБН ДАУД АС-САКСИНИ-СУВАРИ: булгарский ученый, богослов, писатель. Он родился в городе СУВАРЕ. Жил в первой половине XII века. Большую часть жизни прожил в городе САКСИНЕ (В низовьях Волги). Там он учился в медресе. Его учителем был шейх (знаток и преподаватель религиозных дисциплин) АБУ-Л-АЛЯ ХАМИД ИБН ИДРИС АЛ - БУЛГАРИ. Свои произведения он посвятил своему учителю Им были написаны такие книги: «Свет лучей - правдивость тайн», «Порадующий, больные души», «Цветок сада, порадующий больные души» и другие. Его труды цитировали и продолжали цитировать многие ученые и богословы». (Страницы 58-59).

Глава 26 «И ЗАСТОНАЛА, И ЗАГУДЕЛА БУЛГАРСКАЯ ЗЕМЛЯ».

«Всесокрушающую силу монгольской армии первой на себе испытала Волжская Булгария...» (Страница 114)

 «Были разрушены и богатые города Булгар и Сувар. Многие деревянные дома и укрепления были сожжены». (Страница 115)

| Создание и оформление: Павел Наумов